Опыт участия кооператоров во внутреннем туризме

0
384

В последние годы руководством страны и региона много внимания уделяется развитию внутреннего туризма. Шарканский район одним из первых сельских районов включился в это направление деятельности. В 2009 году первые туристы побывали на родине удмуртского деда мороза – Тол Бабая – в деревне Титово. «И в первый же сезон активное участие в этом мероприятии приняло Шарканское райпо, став полноправным партнером проекта «В гостях у Тол Бабая», — поделилась опытом председатель совета Шарканского райпо Алевтина Загуляева.

Питание всех организованных туристов проходит в центральной столовой райпо и кафе «Италмас». Десять лет назад проект переехал в село Шаркан, где начала строиться, работать и принимать гостей усадьба. В декабре 2021 года состоялся уже десятый юбилейный Фестиваль сказочных героев. В это день в Шаркан съезжаются волшебники со всей страны, и даже из-за рубежа.

Основная задача райпо – это организация питания. С приобретением в декабре 2020 года здания кафе, находящегося в непосредственной близости к усадьбе, все гости стали питаться в нем. В начале каждого сезона разрабатывается меню, и так как большую часть туристических групп составляют дети, меню обязательно согласовывается Роспотребнадзором с точки зрения минимальных порций, калорийности, исключения из детского питания запрещенных продуктов.

Кроме кафе «У Тол Бабая», на территории усадьбы в пик сезона и во время массовых мероприятий работает еще одна точка общественного питания кооператоров – кафе «Стекляшка», где в русской печи готовятся удмуртские блюда: перепечи, табани, пресные шанежки с картофелем и сметаной. В резерве, в «Стекляшке» стоит конвекционная печь, которая используется в моменты наибольшего трафика. Там же реализуется заготовленное лектехсырье.

Напряженный сезон у шарканских кооператоров начинается с Фестиваля сказочных героев – это начало второй декады декабря, продолжается весь декабрь, когда ездят организованные группы, и плотный поток неорганизованных туристов — в дни зимних каникул. В период с 11 декабря по 08 января нынешнего года более 6,5 тысяч организованных туристов получили горячее питание. Неорганизованные туристы учету не поддаются. Дополнительный товарооборот составил более 2 млн. рублей.

Следующее направление туристического сотрудничества – изготовление сувенира от Тол Бабая. На протяжении многих лет это был пряник, изготовленный на хлебозаводе райпо и упакованный в подарочную коробку. В разные годы изготавливали пряники разной формы и массы. Дело это хлопотное, поскольку основной поток неорганизованных туристов приходится на зимние каникулы, и зависит от погодных условий, приходилось работать все каникулы, ежедневно подстраиваясь под поток.

В сезон декабрь 2021г — январь 2022г подарки для туристов тоже делали кооператоры, только это был уже не пряник, а набор конфет в специально изготовленных коробках. Было собрано более 13 тыс. подарков на сумму 1100 тыс. рублей. Рентабельность подарков составила 17%. Заказчику «Усадьбе Тол Бабая» работать с кооператорами удобно, потому что, во-первых, другие поставщики просят предоплату уже в ноябре, а во-вторых, невозможно предугадать необходимое количество подарков на сезон.  А шарканские кооператоры собирают подарки по мере необходимости, и оставшиеся нереализованные конфеты продают в своих магазинах.

В декабре 2021 года в рамках форума «Сделано в Удмуртии» был представлен Календарь событийного туризма. Из 12 самых значимых событий в области туризма четыре мероприятия проходят на территории Шарканского района, это:

— зимние гуляния в «Усадьбе Тол Бабая»;

— объединенный музыкальный экологический фестиваль «Эктоника – табань FEST b и бабушкина дача», где вся используемая на усадьбе посуда только бумажная и деревянная;

— VIII Международный фестиваль финно-угорской кухни Быг-Быг;

— Межрегиональный фетиваль «Сказочные герои на родине Тол Бабая». Все эти мероприятия запланированы на 2022 год. А по итогам 2021 года количество туристов, побывавших в Шарканском районе, составило 49 тысяч человек. Сотрудничество с усадьбой дает кооператорам дополнительный товарооборот и прибыль, а общение с гостями из разных регионов страны позволяет повысить культуру обслуживания.