ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ, ПЛОДООВОЩНОЙ И ДИКОРАСТУЩЕЙ ПРОДУКЦИИ ОТ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

0
2443

В соответствии с протокольным решением от 22.08.2017 консультационного Совета АПК УР разработан

ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИТИЯ  ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ,     ПЛОДООВОЩНОЙ И  ДИКОРАСТУЩЕЙ ПРОДУКЦИИ  ОТ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ ЛИЧНОЕ  ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ  УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Устойчивое развитие многоукладного сельского хозяйства предполагает гармоничное функционирование хозяйств различных форм собственности. Одной из самых гибких и динамичных форм организации производства в агропромышленном комплексе являются личные подсобные хозяйства (далее — ЛПХ) населения, главная задача которых — производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей семьи. ЛПХ населения становятся одним из главных источников поступления продуктов питания для сельских жителей и активным субъектом продовольственного рынка России, в том числе и в Удмуртской Республике.

В экономике агропромышленного комплекса ЛПХ населения занимают промежуточное положение между крупным коллективным и крестьянским (фермерским) хозяйствами. С одной стороны, эта форма хозяйствования существует как подсобная по отношению к базовому сельскохозяйственному предприятию, с другой — она представляет первоначальную основу для становления крестьянских (фермерских) хозяйств. Поэтому развитие и укрепление ЛПХ населения целесообразно рассматривать как реальную базу для формирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

Целью концепции является создание условий для формирования комфортной среды для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей сельскохозяйственной продукции, так и субъектов закупочной деятельности) через развитие инфраструктуры закупок посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность всех участников отношений в сфере закупок.

Основные  задачи концепции:

1) повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в землепользовании граждан;

2) создание условий для развития производства, улучшения качества и повышения товарности сельскохозяйственной продукции, производимой населением;

 

3) производственное обслуживание и удовлетворение потребностей населения в товарах, работах и услугах при производстве сельскохозяйственной продукции;

4) организация закупок и сбыта излишков сельскохозяйственной, плодоовощной продукции, произведенной населением;

5) совершенствование кадровой работы, научной деятельности и информационного обеспечения участников процесса закупок;

6) финансовое обеспечение и государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих закупку сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции.

В основу заложена модель развития системы закупок, ориентированная на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение производства в хозяйствах населения качественной продукции.

В результате при активной государственной поддержке предполагается:

1) проведение технической оснащенности основных производственных фондов субъектов предпринимательской деятельности, направленной на увеличение объемов закупаемой сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

2) увеличение доли личных подсобных хозяйств в реализации сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции на внутреннем рынке, усиление импортозамещения указанной продукции;

3) увеличение объемов производства качественной, экологичной и безопасной сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции;

4) сохранение трудовых ресурсов, осуществление постоянной подготовки кадров, повышение квалификации и переподготовки специалистов;

5) развитие кооперации, интеграционных связей, способствующих повышению устойчивого развития сельских территорий и уровня жизни населения.

Содержание проблемы

Личные подсобные хозяйства являются наиболее массовой хозяйственной формой производства в агропромышленном комплексе. Они особенно восприимчивы к новым экономическим отношениям и быстро приспосабливаются к рыночной конъюнктуре, так как находятся, с одной стороны, в прямой зависимости от экономического состояния предприятий коллективного сектора, а с другой — от уровня потребности сельских семей в продуктах питания и денежных доходах.

В Удмуртской Республике насчитывается около 290,3 тыс. личных подсобных хозяйств  граждан на посевной площади 61,7 тыс. гектаров. Ежегодно хозяйствами населения Удмуртской Республики производится более 36,4 процентов продукции сельского хозяйства или 25,3 млрд. рублей. В целом ЛПХ населения республики имеют 49,4 тыс. голов крупного рогатого скота, 32,4 тыс. голов свиней, 55,5 тыс. голов овец.

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2016 году в личных подсобных хозяйствах составило: молока –84,9 тыс. тонн, или 12 процентов от общего объема, производимого в Удмуртской Республике, мяса – 47,9 тыс. тонн (27 процентов), картофеля –262,4 тыс. тонн (71 процент), овощей — 206 тыс. тонн (91 процент), плодов и ягод —  26,4 тыс. тонн (75 процентов), меда — 928 тонн (93 процента).

В последние годы наметилась устойчивая тенденция по снижению доли   продукции ЛПХ в  общем объеме производства  сельскохозяйственной продукции  республики. Только за последние два года  на  12 процентов сократилось поголовье  КРС в хозяйствах граждан, в том числе коров —  на  22,6 процента.

Личные подсобные хозяйства выполняют также экономические, социальные и экологические функции. Они представляют одну из форм занятости и получения дохода в сельской местности, обеспечения определенной социальной защищенности и минимального благополучия сельского жителя и его семьи, относительного психологического комфорта и самоорганизации. Сокращение поголовья скота в хозяйствах населения и  объема производства сельскохозяйственной продукции приведут к сокращению денежных доходов сельского населения и, как следствие, к ухудшению качества жизни селян.

Основными недостатками личных подсобных хозяйств являются:

1) низкая производительность факторов производства;

2) недостаточная обеспеченность материально-техническими ресурсами;

3) низкая окупаемость затрат;

4)отсутствие необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения;

5) ограничение доступа на рынки переработки и потребления;

6) низкие закупочные и договорные цены;

7) недостаточное обеспечение кормами;

8) отсутствие или низкий уровень организации закупки продукции;

9) низкий уровень квалификации граждан, ведущих ЛПХ, и недостаточность информационно-консультационного обслуживания;

10) низкий уровень технической оснащенности ЛПХ населения средствами малой механизации;

11) недостаточный уровень племенной работы и ветеринарного обслуживания в ЛПХ населения.

12) невысокая информированность в вопросах федерального и регионального законодательства, государственных программ, технологии производства.

13) отсутствие господдержки развития ЛПХ.

Несмотря на объективные недостатки, личные подсобные хозяйства обладают и рядом преимуществ:

1) в них заключен большой потенциал расширения ассортимента сельскохозяйственных товаров внутреннего производства (продовольственная безопасность, доступные и качественные продукты питания);

2) это основа жизни сельского населения, по сути, главный источник его выживания;

3) они имеют большое социальное значение в качестве дополнительного источника благ (продукты питания, оздоровление, отдых и туризм, воспитание детей, культурное преображение);

4) развивающееся личное подсобное хозяйство имеет огромный потенциал как составная единица для развития крупных форм хозяйствования на основе кооперации или интеграции.

Личное подсобное хозяйство не может быть базой, основой для сельского хозяйства, но в то же время, сегодня это его неотъемлемая часть, поэтому необходимо обеспечить условия для вовлечения таких хозяйств в более крупные организационно-экономические комплексы, каким является кооперативный сектор сельского хозяйства.

Текущая ситуация закупок сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции.

Наиболее развита инфраструктура заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в организациях Удмуртпотребсоюза.

Система потребительской кооперации осуществляет свою деятельность в 25 муниципальных образованиях, расположенных на территории Удмуртской Республики, обслуживает треть населения республики, проживающего в 1800 населенных пунктов.

Обслуживанием населения занимаются:

1) 900 кооперативных магазинов, треть из которых закупает у населения сельскохозяйственную продукцию – 340 магазинов — заготпунктов;

2) 148 предприятий общественного питания — кафе, закусочные, столовые, магазины «Кулинария»;

3) 122 цеха по производству промышленной продукции, в том числе 114 по производству пищевой продукции;

4) 21 приемно-заготовительный пункт по закупке, хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции в райцентрах, грибоварочных, квасильно-засолочных и др. пунктов;

5) 58 стационарных пунктов по оказанию бытовых услуг населению;

6) 431 единица автомобильного транспорта обеспечивают работу кооперативных организаций.

Основными отраслями деятельности организаций потребительской кооперации являются: предоставление услуг торговли, общественного питания, заготовки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и сырья, производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, а также оказание населению производственных и бытовых платных услуг.

Совокупный объем деятельности кооперативных организаций за 2016 год составил 10,7 млрд. рублей, при этом годовой объем закупки сельскохозяйственной продукции и сырья достиг 903 млн. рублей.     Организациями  потребительской кооперации ежегодно закупается  5 тыс.тонн мяса,  более 5 тыс.тонн молока, 6,5 тыс.тонн картофеля и овощей, 100 тонн дикорастущих ягод, грибов, плодов. Населению реализовано 171 тыс.штук птицы, ежегодно реализуется  более 6 тыс. тонн кормов для животных.

Перерабатывающими предприятиями  системы  производится  продукции  на 1,2 млрд.руб., вырабатывается 13 тыс.тонн хлебобулочных изделий, 1,6 тонн кондитерских изделий, 1,4  тыс. тонн колбасных изделий и полуфабрикатов, 1,2 тыс.тонн молочной продукции, 360 тыс. дал безалкогольных напитков и минеральной воды, 1,3 млн. условных банок овощных, грибных и плодово-ягодных консервов.

В настоящее время   объемы закупок сельскохозяйственной  продукции в системе потребительской кооперации Удмуртской Республики снижаются, несмотря на то, что  сохранен кадровый потенциал, материально-техническая база заготовок и сеть предприятий, перерабатывающих и реализующих продукцию, выработанную  ЛПХ. К закупкам в системе потребкооперации республики привлечены все  магазины, расположенные в сельской местности, и предприятия переработки и общественного питания.  Главная причина в том,  что сокращается поголовье скота в хозяйствах населения,  посадочные  площади  под выращивание картофеля и овощей, отсутствует мотивация селян   развивать личные подсобные хозяйства.

Кооперативные организации, не имея достаточно собственных оборотных средств и кредитных ресурсов,  выделяемых на льготных условиях,  вынуждены заготавливать сельхозпродукцию  в небольших объемах, что приводит к неоправданно большим транспортным расходам.

С изменением социально-экономической ситуации в России нишу оборота сельскохозяйственной продукции заняли посредники, которые быстро адаптировались к реалиям свободного рынка. Несмотря на издержки и определенные трудности, этот бизнес имеет высокую рентабельность, доходящую до 100 — 200 процентов. Таким образом, при формировании цены сельскохозяйственной продукции основная часть прибыли остается не у производителя, а у посредников и предприятий торговли, которые несут минимум затрат в процессе реализации товара. Это обстоятельство не позволяет развиваться мелким товаропроизводителям.

Оценка возможностей развития мероприятий по закупу сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции

Главным, что  способствует развитию ЛПХ  в Удмуртской Республике, является сохранение  системы потребительской кооперации, имеющей  необходимый потенциал, позволяющей закупать все излишки сельхозпродукции и сырья, производимые  селянами, причем, эта система достаточно мобильна и способна в короткие сроки принять и переработать значительно большие объемы продукции, чем в настоящее время.

Необходимо учитывать, что в кооперативных организациях имеется разветвленная сеть магазинов, способных удовлетворить возрастающую потребность населения в экологически чистой, натуральной продукции.

На развитии мероприятий по закупу сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции в Удмуртской Республике могут положительно отразиться следующие факторы:

1) возрастающая роль малого бизнеса, работающего в сфере сельскохозяйственного производства, особенностью которого является способность приспосабливаться к резко изменившемуся состоянию традиционных рынков сбыта производимой продукции;

2) наличие развитого потребительского спроса, который может быть удовлетворен региональным производителем. В данном случае положительным фактором является ежегодный рост уровня жизни потребителей сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции в регионе и уровень их доходов;

3) наличие транспортно-логистических узлов в Удмуртской Республике (может благоприятно отразиться на поставках в существенных объемах сырьевых ресурсов, расширении взаимодействия с поставщиками и переработчиками продукции);

4) кооперация закупщиков сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности области будет способствовать выходу отрасли заготовок на новый уровень развития.

Развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики направлено на дальнейшую диверсификацию сельского хозяйства и рост производства сельскохозяйственной продукции.

Для обеспечения роста производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан имеются необходимые трудовые ресурсы. В области действует система профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов. Для научного сопровождения имеются специализированные научно-исследовательские институты и образовательные организации высшего образования.

Дополнительным фактором, благоприятствующим развитию производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, будет расширение мер государственной поддержки на осуществление закупочной деятельности организациям потребительской кооперации, так как на протяжении определенного времени такая поддержка оказывалась, что позволило развивать  комплекс «От поля до прилавка» и в настоящее время  в полной мере использовать  имеющийся потенциал  в  увеличении объема закупок от ЛПХ.

Механизмы реализации мероприятий по закупу сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции в сфере государственной политики.

В целях реализации мероприятий определены следующие основные направления государственной политики в сфере закупочной деятельности в Удмуртской Республики:

1) на уровне местного самоуправления:

создание условий для развития личных подсобных хозяйств граждан;

создание условий для осуществления предпринимательской закупочной деятельности;

принятие мер экономического стимулирования по поддержке строительства и размещению объектов закупочной инфраструктуры;

проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния производства и закупок сельскохозяйственной продукции на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики, и анализа эффективности применения мер по развитию закупочной деятельности на этих территориях;

2) на уровне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики с участием органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики:

разработка мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области закупочной деятельности в сельской местности, по формированию конкурентной среды;

установление объемов и источников финансирования мероприятий, содействующих развитию закупочной деятельности;

установление основных показателей эффективности реализации программ развития закупочной деятельности;

Мероприятия, обеспечивающие развитие закупок  сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей      продукции ЛПХ, организациями потребительской кооперации.

Направления Мероприятия
Стимулирование роста объемов производства молока и мяса личными подсобными хозяйствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие системы закупок и переработки плодоовощной продукции и картофеля,  производимых личными подсобными хозяйствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие инфраструктуры торговли        сельскохозяйственной продукцией, закупленной  в ЛПХ, в системе потребительской кооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  нетрадиционной для потребительской кооперации  деятельности, направленные на обеспечение занятости сельского населения.

 

 

1.  Обеспечение ЛПХ молодняком скота и птицы на основе различных  форм договоров, в том числе по договорам  постановки на откорм за счет средств кооперативных организаций, обеспечения кормами и гарантий закупа произведенной продукции.

2. Организация  доращивания  молодняка кур для последующей реализации населению — 50 тыс.гол. Продать населению 200 тыс.гол. молодняка птицы.

3. Реализовать населению для откорма скота и птицы  20 тыс. тонн комбикормов и зернофуража.

4. Проведение  модернизации действующих  пунктов первичной переработки мяса и создание новых цехов по производству мясных полуфабрикатов, оснащенных высокопроизводительным оборудованием.

5. Расширение парка  автомобилей, оснащенных  холодильным оборудованием  для доставки потребителям  продукции, выработанной из закупаемого от ЛПХ  мяса и молока

 

1. Организация продажи  населению 200 тонн семенного картофеля и формирование заказа личным подсобным и фермерским хозяйствам на выращивание  сельскохозяйственной продукции .

2. Ориентация  сбыта заготовленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья на крупных и системных покупателей, в том числе для муниципальных нужд, крупным производственным покупателям,  в перерабатывающие предприятия  и торговую сеть потребкооперации.

3. Строительство модульного консервного завода с установкой современных автоматической линий:

— твист-офф, позволяющей   выпускать и  упаковывать плодоовощную  продукцию в современную евротару;

— технологической линии по выпуску замороженных полуфабрикатов для нужд общественного питания и производственных предприятий;

— линии по переработке нестандартного картофеля и производству крахмала.

4. Организация логистического центра по предпродажной подготовке  (сухой чистке, мойке и фасовке) и поставке  в торговые сети  овощей и картофеля.

5. Установка теплиц по выращиванию зеленых овощных культур для обеспечения общественного питания, детских и лечебных заведения, поставки в торговую сеть.

6. Реконструкция помещений и оснащение современным оборудованием под заготовительно-перерабатывающие пункты  для первичной переработки, заморозки, упаковки и хранения овощей, дикорастущих плодов, ягод и грибов и прочей сельхозпродукции, закупаемой у населения.

7. Организация выращивания грибов, их переработки и подготовки к продаже.

8. Реконструкция  цеха по производству льняного масла, и заключение договоров на  производство льносемян.

9. Заключение договоров с ЛПХ на поставку меда и организация пунктов фасовки и упаковки  в  мелкооптовую тару, упаковка подарочных вариантов под брендом «Сделано в  Удмуртии».

 

1. Проведение  комплекса мероприятий по внедрению в производство современной упаковки товаров, выработанных из сельхозпродукции ЛПХ, с использованием  бренда «Сделано в Удмуртии».

2. Увеличение торговых площадей для реализации сельскохозяйственной продукции, закупаемой  в ЛПХ,  а также  произведенной из этого сырья. Создание единых стандартов обслуживания, подразумевающих обязательный ассортимент товаров и торговлю сельскохозяйственной продукцией. (В каждом  райпо иметь  отделы, работающие по единым стандартам, разработанным торговым управлением с использованием бренда  «Сделано в Удмуртии из продукции ЛПХ».)

3. Открытие постоянно действующих пунктов  ярмарочной торговли в городах республики для обеспечения населения городов экологически чистой  продукцией, выращенной на подворьях селян  и произведенной  на кооперативных предприятиях  системы Удмуртпотребсоюза.

 

4. Улучшить торговлю товарами для ведения сельскохозяйственных работ  для владельцев  ЛПХ: средствами малой механизации,  семенами  для выращивания нужных для заготовок хозяйственно-ботанических сортов картофеля, овощей, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, сельскохозяйственного инвентаря во всех потребительских обществах.

5. Организовать продажу в кредит владельцам ЛПХ  средств малой механизации, предусмотрев различные формы оплаты, в том числе и выращенной сельхозпродукцией.

6. Организовать для владельцев ЛПХ консультационные пункты с привлечением ветврачей, агрономов, юристов для оказания помощи по различным вопросам при магазинах «Подворье» по определенным дням.

 

1.  Развитие  экотуризма  в кооперативных организациях.

2. Организация зоны отдыха с местами  для любительской ловли рыбы, гостиницей, кафе,  прокатом.

3. Посадка питомника саженцев фруктово-ягодных деревьев и кустарников для обеспечения ими населения, выращивание  цветочной и овощной рассады .

4. Открытие цеха по выпуску полуфабрикатов из свежей речной рыбы, из сырья, закупаемого от рыболовецких бригад.

5. Активизация работы со средствами массовой информации  для информированности сельских жителей  о  работе потребительской кооперации  по развитию закупок  выращенной на подворьях сельскохозяйственной продукции.

 

 


Мероприятия  государственной поддержки на осуществление  закупок   сельскохозяйственной, плодоовощной и дикорастущей продукции от граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.

  1. Предоставление субсидий:

-на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, убою, первичной переработке, охлаждения молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы, картофеля, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции;

-на строительство и реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, убою, первичной переработке, охлаждения молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы, картофеля, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, и подготовка к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

-на приобретение специализированного транспорта для перевозки и реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки.

  1. Предоставление кредитов по льготной ставке.
  2. Определение механизма льготного выделения земельных участков под объекты, осуществляющие закупку, переработку и реализацию сельхозпродукции, в том числе в городах, для организации торговой сети по продаже сельскохозяйственной продукции.
  3. Содействие и предоставление торговых площадок для организации торговли и ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции.
  4. Отнесение организаций потребительской кооперации, занимающихся закупом, переработкой и хранением сельхозпродукции и сырья, к сельхозтоваропроизводителям АПК в отношении оплаты расходов на электроэнергию и газ.

Ожидаемые результаты реализации концепции

Реализация мероприятий позволит:

— улучшить социально-экономическую ситуацию на селе;

— значительно увеличить объемы сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах населения Удмуртской Республики за счет увеличения поголовья скота, посевных площадей, продуктивности и урожайности;

— повысить уровень жизни сельского населения Удмуртской Республики за счет повышения их денежных доходов;

— снизить уровень безработицы в сельских районах, создавая рабочие места в муниципальных предприятиях, в потребительской кооперации, а также путем дополнительного обеспечения самозанятости населения в личных подсобных хозяйствах;

— выстроить четкую систему закупки у населения сельскохозяйственной и плодоовощной, дикорастущей продукции;

— увеличить привлечение кредитных ресурсов;

— улучшить зооветеринарное обслуживание скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах населения;

— повысить эффективность межведомственного взаимодействия, усилить координацию деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Оригинал документа доступен по ссылке:

Концепция