15 марта в Ижевске прошла ярмарка продукции предприятий кооперативной промышленности. Традиционная встреча товаропроизводителей и покупателей на этот раз была приурочена к Дню поставщика, который объявило Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики. На ярмарку были приглашены не только покупатели. Специальными гостями стали представители федеральных и региональных торговых сетей. Удмуртпотребсоюз активно развивается и ищет новые рынки сбыта.
От поля до прилавка
В зале Ижевского техникума экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза, где широко развернулась весенняя ярмарка, было представлено более тысячи наименований продукции. Абсолютно все выращено, собрано, переработано, приготовлено и упаковано в Удмуртии. «От поля до прилавка» — такова одна из основных идей потребкооперации. Удмуртские кооператоры традиционно в федеральном топе. На протяжении многих лет они входят в число лидеров по итогам Всероссийского экономического соревнования Центросоюза России. Приветствуя гостей и участников ярмарки, председатель Совета Удмуртпотребсоюза Рауф Каримов подчеркнул, что потребительская кооперация республики имеет хорошую материально-техническую базу по производству продовольственных товаров. Это
34 хлебозавода, 3 пищекомбината, консервный завод и 55 цехов по переработке продукции. Все предприятия оснащены современным оборудованием. Промышленные
предприятия Удмуртпотребсоюза производят хлеб и хлебобулочные, кондитерские товары, колбасы и мясные полуфабрикаты, рыбную продукцию, плодово-ягодные
и овощные консервы, молочные продукты, безалкогольные напитки и минеральную воду. Продукция — натуральная, выработанная из сырья, закупленного с личных
подсобных хозяйств, от фермеров и садоводческих некоммерческих товариществ. Все, что производят кооператоры республики, хорошо известно потребителям и составляет
30% в обороте продовольственных товаров системы потребительской кооперации.
Кооперация — это рабочие места на селе
Жители деревень часто испытывают затруднения с трудоустройством, рабочих мест на всех не хватает. Одна из важных социальных миссий потребкооперации — обеспечить занятость на селе. Сдача мяса, молока, урожая с собственного приусадебного участка становится серьёзным подспорьем для сельского жителя. Дары природы: грибы, ягоды, лекарственные травы — это тоже источник заработка для жителей деревень и посёлков республики. Для некоторых такая деятельность подчас единственный способ получить денежные средства. Объём закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, даров природы в Удмуртии в 2017 году составил 918 млн рублей. Когда предприниматель закупает для своего магазина продукцию предприятий потребкооперации, он поддерживает село, уверен Рауф Каримов. Его поддержал в своём эмоциональном выступлении на открытии ярмарки Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Алексей Прасолов. Он подчеркнул вклад потребкооперации в бюджет республики и озвучил идею создания торговой точки, где ижевчане и гости столицы смогут приобрести гарантированно качественные удмуртские продукты:«От того, что здесь представлено,оторваться невозможно! На каждом стенде — своя изюминка! Проходил по ярмарке и спрашивал: «Где организована ваша торговля в Ижевске? Как найти вашу продукцию в городе?» Увы, мы свои продукты пока не можем представить так, как положено. А это просто уникальная продукция! И она без пальмового масла, без сухого молока, без добавок, которые сегодня наших селян просто с ног сбивают, подкашивают в этом бизнесе. Мы с Рауфом Мухаметовичем ещё подумаем, как сделать так, чтобы вся продукция
кооператоров продавалась в столице Удмуртии». Исполняющий обязанности мини-
стра промышленности и торговли Удмуртской Республики Виктор Лашкарев обошёл ярмарку и поделился впечатлением: «Удивлен, восхищён. Понравился подход к делу, есть желание работать, желание зарабатывать. Чувствуется рвение».
Большие возможности
Возможности у потребительской кооперации Удмуртии действительно большие, — именно это подчеркивают кооператоры тем изобилием, что представлено на ярмарке. «Да, — подтверждает Рауф Каримов, — в 2017 году мы выработали продукции на 2 млрд рублей, подсчитали и поняли, что имеем ресурс: мы можем значительно увеличить производство». Ярмарка шумит, торговля идёт, народ прибывает. Жителей окрестных районов приглашать несколько раз не пришлось. С удовольствием хозяюшки укладывают покупки в сумки. Олимпиада Владимировна, жительница Ижевска: «Приглашение на ярмарку нашла в почтовом ящике. Продукцию знаю. В основном взяла всё глазовское. Купила рыбу, корейку, печенье, масло. Цены нормальные, ассортимент понравился». Ирина Николаевна, жительница Ижевска: «Приглашение на ярмарку дали девочки — студентки Кооперативного техникума на автобусной остановке. Я сразу же решила пойти. У меня как раз сегодня выходной. Купила можгинскую капусту квашеную, игринские пельмени. Знаю, что всё вкусное. Моя семья будет довольна».
Аудитория коворкинга
А за стеной идёт работа. Обмен документами, прайсами, создание договорённостей. Деловая активность ярмарки продолжается в специально созданной аудитории коворкинга. Представители Удмуртпотребсоюза подчёркивают, что собственная торговая сеть потребкооперации сегодня вполне выдерживает конкуренцию с федеральными торговыми сетями. Однако время заставляет развиваться, поэтому удмуртские кооператоры задались целью попасть со своими продуктами на полки крупных супермаркетов. Федералы будут мониторить рынок, анализировать ассортимент, проверять на соответствие и согласовывать на всех уровнях, так что этот путь к покупателю неблизкий, но сегодня есть шанс его хотя бы начать.
Зуфар Загитов, заместитель председателя правления по производству Удмуртпотребсоюза, рассказывает: «Сейчас мы вели переговоры с одной из крупныхторговых сетей. Они заинтересовались и деликатесами глазовскими, и рыбной продукцией из Алнашей, речной рыбной продукцией Каракулино, обратили внимание на зефир, мармелад и драже, которые выпускает Увинский пищекомбинат. Я
очень надеюсь на результат, для нас он важен. Необходимы рынки сбыта, потому что мощности нашего технологического оборудования имеются и работать мы умеем».
Своё. Натуральное
Лично убедиться в качестве и разнообразии продуктов была возможность у каждого посетителя ярмарки «Сделано в Удмуртии».
Каждый район хотел выглядеть ярче и привлекательнее соседа по экспозиции. Завлекали дегустацией, поражающим воображение ассортиментом, ну и не скупились
расхваливать товар, как и положено на ярмарке.
Анатолий Васильев, председатель совета Игринского райпо: «У нас очень широкая линейка продукции собственного производства. 90 видов полуфабрикатов, в том числе мясных — 80. 130 наименований хлебобулочных изделий. Обратите внимание на наши торты — это шедевры! Мы производим 10 тонн ежемесячно. В Игре нашу продукцию знают хорошо. Она конкурентоспособна, в первую очередь благодаря своей экологичности. Всё сырьё — наше, местное. Все ингредиенты — натуральные, поэтому сроки хранения небольшие. Если кто-то встречает высоких гостей, то за тортом к нам бежит. А вы попробовали перепечи с рябиной? А пироги с вишней?! Эта вишня с берегов Камы, мы закупаем её в Каракулинском районе. А квашеная капуста? У нас восемь разных рецептов — восемь разных видов! Слова «Сделано в Удмуртии» подтверждаем своей работой — сырьё собрано в наших лесах, выращено на личных огородах или подворьях местным населением — нашими сдатчиками-заготовителями. Теперь нужны новые покупатели».
Елена Кутузова, председатель совета Селтинского райпо: «Мы представляем продукцию молочного и мясного цеха, дары природы. Обратите внимание, что масло
сливочное у нас изготовлено из нормализованных сливок без добавок — очень вкусное. А наше льняное масло — это не только вкусно, но и полезно. Оно снижает давление,
нормализует функцию печени, щитовидной железы. Мы производим его с 1998 года из собственного сырья. Попробуйте!»
Николай Харыбин, председатель совета Балезинского райпо: «Наши мясные полуфабрикаты — котлеты, пельмени — в Ижевске хорошо знают. У нас 40 наименований полуфабрикатов, в том числе 20 — мясные. Одна машина с нашей продукцией регулярно ездит в Ижевск. Мы считаем, что этого мало — надо, чтобы
две машины ездили. Мы производим около 160 наименований кондитерских изделий, 50 наименований тортов. Никакой химии не добавляем, используем только натуральные продукты».
Лариса Корепанова, председатель совета Кезского райпо: «Наше райпо — организация многоотраслевая, как и все, но есть особенности. Например, мы больше всех в системе печём хлеба и хлебобулочных изделий — более 100 тонн в месяц. В прошлом году решили выращивать грибы. Начали с 50 кг вешенок в месяц, сейчас уже 500 кг, в планах довести до 30 тонн в год. У нас свой убойный пункт, закуп мяса мы
осуществляем у частников, делаем мясные полуфабрикаты, то есть всю производственную цепочку — от убоя до переработки — контролируем сами. Мы всё время находимся в поиске новых возможностей для развития. Например, пустовало по-
мещение около убойного пункта, так там дополнительно на откорм поставили бычков. В этом году у нас стоит 10, а в апреле мы планируем где-то 20 бычков закупить. Думаем ещё рыбой заняться».
Индивидуальные предприниматели, владельцы небольших продуктовых магазинов шаговой доступности уже давно и с удовольствием берут продукцию Удмуртпотребсоюза. Многие из них пришли на ярмарку по приглашению Министерства промышленности и торговли Удмуртии, администрации Устиновского района города Ижевска — кто-то в первый раз, а кто-то, как Михаил Пашков, директор сети магазинов «По-пути», имеет уже многолетний опыт сотрудничества. Всего на ярмарке зарегистрировались более 100 предпринимателей города, республики и соседних регионов.
Чай на все случаи жизни
Событием ярмарки стала презентация совместного проекта «Чайные истории». Его авторы — преподаватели Ижевского техникума экономики, управления и права
Удмуртпотребсоюза Ирина Егорова и Елена Вахрушева. Проект создан по инициативе и при поддержке Удмуртпотребсоюза. Берём в руки коробку травяного чая, на которой
написано «Двенадцать повестей Ивана», и читаем: «Это начало рассказа длиною в жизнь, повесть о человеке, чьей энергии на день уже не хватало». Авторы чайного
проекта разработали рецептуру чая из трав на все случаи жизни: устал — попей чайку с малиной; не можешь успокоиться — завари чашечку с мятой, нужна энергия — иван-чай с рябиной! В Удмуртии собирают более 120 видов трав, так неужели они не могут стать ещё одним брендом нашей земли? Философия проекта — здоровый образ жизни. «Задача — запустить массовое производство травяного чая вместо пыли индийских дорог», — шутят девушки. Проект уже получил высокую оценку профессионалов в Ульяновске на форуме «Новая кооперация» и в Центросоюзе в Москве.
Для педагогов и студентов учебного заведения Удмуртпотребсоюза подготовка и участие в ярмарке «Сделано в Удмуртии» — ценный опыт практической работы. Студентам полезно погрузится в атмосферу общего большого дела, увидеть многоотраслевую структуру потребкооперации изнутри, пообщаться с профессионалами. Кстати, более 80% кадров удмуртской потребкооперации — выпускники техникума.
Дверь в профессию
В день ярмарки в учебных коридорах можно было встретить и тех, кому ещё только предстоит включиться в большую работу по развитию отрасли. На День открытых
дверей техникум пригласил школьников, завтрашних абитуриентов, и представил все свои 11 специальностей: от технологии продукции общественного питания, инфор-
мационных систем до коммерции и правоохранительной деятельности. Ребята увлечённо решали бизнес-кейсы, стряпали пельмени, рассуждали про денежный круго
оборот, пробовали себя в роли системных администраторов, и, судя по всему, им все это было по душе. Все, кто побывал на ярмарке, могли убедиться, что Удмуртская кооперация имеет большую перспективу, а бренд «Сделано в Удмуртии» означает качество с большой буквы.
ИВАН ДАНИЛОВ, газета «Известия УР», 22.03.2018г.