Как пандемия изменила работу торговой отрасли.

0
222

На рабочем совещании с руководителями кооперативных организаций системы Удмуртпотребсоюза Светлана Гедз — заместитель Председателя Правления — начальник управления по торговле и бытовым услугам в своем выступлении отметила, что в период пандемии, своевременно предпринятые меры для максимального удовлетворения спроса покупателя позволили сохранить и нарастить товарооборот в магазинах, укрепить лояльность покупателя. Оборот розничной торговли за 2 месяца 2020г составил 1 млрд. рублей (104,4% к 2019г). Максимального прироста добились Торговый дом Удмуртпотребсоюза – 140%, Воткинское – 120%, Глазовское — 118%, Карсовайское — 117%, Шарканское — 116%, Дебесское, Селтинское — 115%, Кезское райпо — 111%.

В условиях возникшего ажиотажа в начале пандемии, увеличился покупательский поток особенно в сельских магазинах, возросла потребность на товары ежедневного спроса. Основной задачей стало своевременное пополнение товарного запаса и сохранение уровня цен. Специалистам райпо пришлось перестроиться и внести корректировки в своей повседневной работе:

внедрили новый график доставки товаров, который обеспечил бесперебойное наличие товаров в магазинах;

в сельских магазинах расширили ассортимент предлагаемых товаров сельхоз назначения, обеспечили доставку крупногабаритного товара на дом;

закупали у поставщиков товары ежедневного спроса большими партиями, иногда в предоплату, это позволило работать без перебоев и выдерживать конкурентные цены;

торговым управлением Удмуртпотребсоюза оперативно была создана группа в вайбере, в которой руководители торговой отрасли постоянно обменивались информацией, оперативно решали возникающие вопросы. В результате контроль над ситуацией и своевременные меры положительно отразились на товарообороте и доходах.

Светлана Гедз отметила, что важным в экономии расходов торговой деятельности является централизованная поставка товаров, доля которой по продовольственным товарам составляет более 50% — в основе это доходообразующие товары: кондитерские изделия, алкогольная  продукция, включая пиво, мясо и рыба, мороженое, заморозка. По условиям договора доставка товаров осуществляется до магазинов и предоставляется отсрочки платежа до 30 дней.

Одной из основных доходообразующих групп является кондитерская группа товаров, поэтому важно постоянно контролировать продажи и динамику изменений в данной группе, анализировать процент наценки и полученный валовый доход.

Основным поставщиком кондитерских изделий является ООО «Торговый Дом «Удмуртпотребсоюза» (далее ТД УПС). Приобретая в Торговом доме, у районных потребительских обществ имеется возможность применять дифференцированную надбавку до 40% и при этом иметь конкурентоспособные цены.

В период пандемии произошла ротация ассортимента: увеличение продажи мучных изделий (с 52 до 63%), в Игринском, Малопургинском, Кизнерском, Граховском, Балезинском, Карсовайском и Красногорском райпо в основном за счет продукции собственного производства.

Снижение продажи сахаристых изделий в сумме обусловлено, тем, что в райпо больше стали продавать конфет более дешевого сегмента. В тоже время хорошо подобранный ассортимент, включая дорогие конфеты, способствует росту продаж по кондитерской группе в Дебесском, Воткинском, Вавожском, Ярском, Глазовском, Карсовайском, Красногорском, Кезском и Селтинском райпо.

Кондитерские изделия собственного производства продаются с более низкой наценкой, но дают преимущество в конкуренции. Сельские жители местную продукцию считает более качественной, натуральной и спрос на нее стабильный.

В некоторых райпо продажи доходообразующих групп товаров снизились из-за недостаточного контроля за наличием лидеров продаж в магазинах, некорректных заявок и несвоевременных оплат. Хотя в этом году в программе 1С «Рарус»были разработаны и внедрены дополнительные отчеты, позволяющие оперативно анализировать динамику основных показателей по товарообороту, количеству покупателей, средней покупке в разрезе каждого магазина; анализировать маркетинговые акции, суммы списания по магазинам; уровень выполнения заявок с оптового подразделения; контролировать выгрузку данных с магазинов; правильность проведения инвентаризаций и т.д.

В своей работе активно используют отчеты специалисты Кезского, Селтинского, Карсовайского, Шарканского, Воткинского, Игринского, Ярского, Вавожского, Красногорского райпо и Балезинского ПО.

         Если правильная организация торговли продовольственными товарами позволяет работать без убытков, то торговля промышленными товарами дает возможность повышать доходы за счет увеличения наценки. За 5 месяцев Глазовское, Балезинское, Дебесское, Воткинское, Вавожское и Селтинское райпо сумели увеличить долю продаж непродовольственных товаров на 3% в общем обороте. Сохранили уровень продаж прошлого года Граховское и Ярское райпо.

Наиболее высокая доля продаж промышленных товаров в Балезинском райпо – 43%. За 5 месяцев 2020г. рост оборота по ним составил 8%, а удельный вес в обороте вырос на 3%. В связи с увеличением наценки и доли в продажах, увеличилась сумма среднего чека (на 39 рублей), повысился оборот.

За счет широкого и постоянно обновляемого ассортимента промышленных товаров, на стабильно высоком уровне держится доля продаж непродовольственных товаров в Дебесском райпо (35%). Произошло увеличение суммы среднего чека и количества покупателей (на 41 тыс.чел.).

Со слов руководителей районных потребительских обществ, они получили на совещании рекомендации, выполнение которых позволит им повысить доходность торговой отрасли.