Итоги отчетной кампании потребительской кооперации Удмуртской Республики

0
473

В системе Удмуртпотребсюза завершена отчетная кампания.
Главным её итогом стало Тридцать третье Общее собрание представителей потребительских обществ Удмуртской Республики. Явка была стопроцентной.
С докладом об итогах работы за 2019 год и приоритетных направлениях развития потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2020 год выступил Председатель Совета Удмуртпотребсоюза Рауф Каримов.
Было отмечено, что, в целом система Удмуртпотребсоюза закончила 2019г с положительным финансовым результатом.
За минувший год освоено капитальных вложений на общую сумму 67,8 млн. рублей.
Организациями системы Удмуртпотребсоюза в 2019 году уплачено налогов и взносов в различные уровни бюджетов и внебюджетные фонды 724 млн. рублей, в том числе в бюджет УР и местные бюджеты –246 млн. рублей или 34% от общей суммы.
Организации потребкооперации обслуживают 1700 населенных пунктов, где проживает 500 тыс. человек. В системе действует 800 стационарных магазинов и 26 автомагазинов.
В отчетном году розничный оборот предприятий торговли и общественного питания составил 6,1 млрд. рублей, это третий показатель в Удмуртской Республике после оборота федеральных сетей «Магнит» и «Пятерочка».
Торговля — основной вид деятельности организаций потребкооперации на селе, которая занимает 69% в совокупном объеме деятельности и является локомотивом для остальных отраслей. За отчетный год объем товарооборота в торговле составил 5,4 млрд. рублей, это четвертое место в системе Центросоюза.
Прироста товарооборота к уровню прошлого года достигли: Торговый Дом Удмуртпотребсоюза, Селтинское, Шарканское, Дебесское, Кезское, Граховское, Вавожское, Воткинское, , Глазовское, Ярское райпо, Карсовайское и Балезинское потребобщество.
Снижение оборота допустили Юкаменское, Алнашское, Каракулинское, Увинское, Кизнерское, Красногорское, М. Пургинское, Игринское, Сарапульское райпо и ПО Ижевский «Оптовик».
К снижению объема продаж привели перебои и отсутствие товара, не эффективное ценообразование, отсутствие ассортимента, удовлетворяющего покупательский спрос. Руководители, где допущен обвал в товарообороте, ссылаются на падение реальных доходов населения, наличие конкурентов, сокращение численности населения, нехватку продавцов и другие причины. Однако в своей работе они используют устаревшие методы организации продаж товаров, неэффективную практику ведения бизнеса, которые не приносят желаемых результатов.
Слагаемыми успеха в торговле являются профессиональное управление, грамотное и своевременное принятие решений, эффективная работа категорийных менеджеров, грамотное планирование, реализация и совершенствование бизнес — процессов, а также выполнение постановлений Совета Удмуртпотребсоюза.
В арсенале рентабельной работы торговой отрасли имеются 5 шагов:
Шаг 1. Обеспечить наиболее полное использование возможностей автоматизации для анализа, планирования и грамотного управления бизнес-процессам.
Шаг 2. Добиться управления ассортиментом, используя аналитические отчеты на основе ассортиментной матрицы для каждого формата магазина.
Шаг 3. Выполнять условия заключенных договоров по централизованному закупу товаров, используя преимущество единой сети.
Шаг 4. Привлекать покупателей качественной собственной продукцией.
Шаг 5. Грамотно проводить маркетинговые акции, не допуская снижения доходности. Применять дифференцированное ценообразование.
Рауф Каримов отметил в докладе, что рост конкуренции на потребительском рынке заставляет кооператоров оперативно и правильно принимать управленческие решения, чтобы не потерять покупателей и не допустить снижения товарооборота. Многое зависит от профессионализма руководителя и желания эффективно работать, а также использования всех возможностей автоматизации в торговле; а именно, аналитические отчеты в разрезе каждой товарной категории ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Иметь корректные остатки.
Одной из тенденций российской розничной торговли является развитие сетевых форматов. Удмуртские кооператоры первые, кто создал свою сетевую структуру — ООО «Торговый Дом Удмуртпотребсоюза», с единым центром управления. Это позволило системе не только создать определенный авторитет в республике, но и упрочить позиции потребкооперации на рынке товаров. Работа по утвержденным стандартам, централизованное распределение товара, использование инструментов автоматизации позволяет конкурировать с крупными федеральными и региональными сетями.
Пример работы торговой сети «Радамир» подтолкнул районные потребительские общества республики к модернизации своих торговых предприятий. Новое оборудование и современное программное обеспечение делают работу всей сети эффективной и легкоуправляемой.
Рауф Каримов отметил также, что в настоящее время торговля является самой затратной в кооперативном хозяйстве.
В условиях снижения объемов деятельности в организациях необходимо, прежде всего, ставить вопрос об экономии в расходах за счет оптимизация численности аппарата управления путем совмещения должностей. Эти расходы зачастую распределяются на торговлю.
Анализ показывает, что транспортные расходы могли быть меньше, при более ответственном отношении к перевозочному процессу многих руководителей наших организаций.
К значительным нерациональным расходам в торговле можно отнести возрастающие с каждым годом суммы по уплате услуг за расчетно-кассовое обслуживание. Общая сумма таких расходов за год составила 42,8 млн. рублей, в том числе уплата комиссии по торговому эквайрингу – 36,8 млн. рублей. Возможность сократить эти расходы есть. Так, участие организаций потребкооперации в пилотном проекте Сбербанка «Выдача наличных» позволит снизить тариф по эквайрингу до 1%. Следует выходить на диалог со Сбербанком. К примеру, Селтинское райпо с этого года удалось снизить с 2,6% до 1% эквайринг в 20 магазинах, участвующих в проекте, а остальным магазинам установлен тариф 1,85%. Ожидаемая сумма экономии составит около 1,5 млн. рублей.
В ходе собрания представители потребительских обществ получили также полную информацию по всем отраслям деятельности Удмуртпотребсоюза за отчетный период.
В системе Удмуртпотребсоюза накоплен хороший опыт по организации общественного питания, где функционирует 125 предприятий общепита на 5,4 тысяч посадочных мест. В 2019 году оборот предприятий общественного питания составил 676 млн. рублей, в том числе более 80 % доля выпуска собственной продукции. По организации общественного питания Удмуртпотребсоюз занимает пятое место в системе Центросоюза.
Рауф Каримов отметил, что общественное питание является отраслью, которая должна развиваться более высокими темпами, быть наиболее высокорентабельной и приносить прибыль. Услуги общепита востребованы, конкуренция в сельской местности не так развита, как, например, в торговле, и в райпо есть развитая сеть магазинов, реализующих продукцию общепита.
Для развития отрасли Советом и Правлением Удмуртпотребсоюза в последние годы много сделано для того, чтоб помочь кооперативным организациям сделать общепит более конкурентным и зарабатывать хорошие деньги. Удмуртпотребсоюзом была разработана стратегия развития общественного питания потребкооперации, согласно которой производство продукции должно быть сконцентрировано в цехах, оснащенных современным оборудованием, а к реализации необходимо привлечь не только кафе, столовые, магазины «Кулинария», но и все розничные магазины райпо.
Ежегодно проводятся мероприятия по обучению работников общепита новым формам и методам работы, по распространению передового опыта предприятий системы и всему новому и прогрессивному, что появляется в отрасли. Работе предприятий общепита были посвящены расширенные заседания Совета Удмуртпотребсоюза в Вавожском и Алнашском райпо, где показывали новое кафе «Алые паруса» и современный магазин «Кулинария». Этому предшествовала большая работа специалистов Удмуртпотребсоюза и преподавателей кафедры общественного питания нашего техникума.
Рауф Каримов отметил в своем докладе и производственную деятельность, которая занимает второе место в системе Центросоюза.
В условиях возрастающей конкуренции на рынке, кооперация имеет значительное преимущество – налаженное производство, выпускающее широкий ассортимент продукции. Выпуская продукцию стабильно высокого качества, увеличивая и обновляя ассортимент, активизируя работу по продвижению продукции во всех магазинах, торговля может успешно конкурировать, удовлетворяя повышенный спрос на натуральную продукцию.
Основной задачей производственной отрасли является выпуск качественной продукции. Это самое важное, потому что без качества не имеет смысла все остальные маркетинговые мероприятия. Даже не смотря на то, что существует система ХАССП, от торговли продолжают поступать нарекания на качество. Нельзя допускать выпуск некачественной продукции с производства в магазины, иначе один раз купив некачественный продукт, покупатель больше никогда к нам не вернется.
Рауф Каримов отметил и заготовительную деятельность, которая является важным уставным направлением деятельности потребительской кооперации и имеет большое социальное значение в решении задач продовольственного обеспечения, вопросов занятости сельского населения. В 2019 году закуплено более 1,7 тыс. тонн мяса; 1,8 тыс. тонн молока; 2,3 тыс. тонн картофеля и овощей;
33 тонны лекарственного сырья; 18 тонн дикорастущих ягод, грибов; 604 тонн макулатуры и вторсырья; 1,5 тыс. штук кожсырья и 502 тонн зерна. Реализовано населению молодняка птицы на 27 млн. рублей (более 137 тыс. штук птицы).
В прениях были заслушаны выступления по вопросам: внедрения в торговлю новых технологий, совершенствования организации заготовительного процесса, развития производственной деятельности, расширения торговли продукции собственного производства. Руководители кооперативных организаций в своих выступлениях высоко оценили работу Совета Удмуртпотребсоюза.
В заключении Рауф Каримов отметил, что впереди знаковые события – 75-летие Великой Победы, 100-летие государственности Удмуртии. Кооператорам республики необходимо принять активное участие в торжествах, окружить вниманием и заботой ветеранов.
Собрание прошло в деловой, конструктивной обстановке взаимопонимания и доверия. Представителями была дана самая высокая оценка деятельности Удмуртпотребсоюза.