«ИНТЕРФАКС» ВЗЯЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ У ДМИТРИЯ ЗУБОВА

0
1335

30.10.18 16:52

Председатель Совета Центросоюза РФ Д.Зубов: «Мы разрабатываем идентификационную карточку сборщика дикоросов по аналогии с паспортом болельщика»

О будущем потребительской кооперации в России, разработке поправок в Лесной кодекс РФ, создании криптовалюты и о новых правилах доступа заготовителей в лес в интервью «Интерфаксу» рассказал председатель Центросоюза РФ Дмитрий Зубов.

— Дмитрий Львович, в конце сентября Вы встречались с заместителем председателя правительства РФ Алексеем Гордеевым и обсуждали программу развития потребкооперации в России. Какие законодательные меры будут предприняты для укрепления кооперативной системы?

— У потребительской кооперации большая история – ей уже 187 лет, и за это время она переживала немало взлетов и падений. В какой-то момент потребкооперация вообще выпала из многих нормативных документов, включая Гражданский кодекс. Например, когда писались законы о поддержке малого и среднего предпринимательства и программа поддержки сельских кооперативов, потребительскую кооперацию просто позабыли. А это тогда было без малого более 20 миллионов пайщиков…

Поэтому сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы возрождать и усиливать позиции потребительской кооперации в России. Благодаря этому ситуация начала меняться: региональные и федеральные власти заинтересовались потребкооперацией, и с 2017 года мы совместно с правительством разработали ряд предложений по развитию системы потребительской кооперации в стране, в том числе изменения законодательства, предусматривающие внесение поправок в Лесной кодекс РФ и в закон о потребкооперации.

— Центросоюз РФ инициировал внесение поправок в Лесной кодекс РФ. Как эти поправки помогут возродить заготовительную деятельность?

– В Советском Союзе существовали заготконторы. Туда можно было сдать грибы, ягоды, лекарственные травы, картофель, молоко и продукцию, выращенную на приусадебных участках, и получать деньги за сырье. В прошлом веке таких центров заготовки у потребкооперации было 18 тысяч, а сегодня в 25 раз меньше.

Центросоюз хочет возродить заготконторы, увеличить их количество, чтобы жители каждого региона могли прийти туда и сдать собранную продукцию. Но это будут не просто заготпункты, а многопрофильные центры. Развитие сети заготконтор даст возможности дополнительного заработка для сельского населения и выведет сбор дикоросов из тени, сделав его легитимной сельскохозяйственной отраслью. Для достижения этой цели мы сотрудничаем с Госдумой РФ и профильными министерствами.

Внесение поправок в закон обеспечит правовое регулирование сферы сбора и реализации дикоросов. Изменения дадут потребкооперации приоритетное право на заготовку пищевых лесных ресурсов. Центросоюз будет включен в программы Минсельхоза РФ по поддержке, модернизации, развитию сети заготпунктов и обеспечению необходимыми оборотными средствами.

— А как будет контролироваться деятельность заготовителей? Центросоюз продумал систему финансовых расчетов со сборщиками?

— Мы намерены организовать цивилизованный процесс заготовки дикоросов и уже приступили к созданию автоматизированной цепочки от сбора сырья до реализации продукции. Каждый сборщик и заготовитель в этой системе будет учтен с помощью защищенного кооперативного идентификатора CoopID. Для этого мы разрабатываем и будем внедрять специальную электронную карту, аналогичную паспорту болельщика на Чемпионате мира по футболу. Через нее будут производиться безналичные финансовые расчеты со сборщиками за дикорастущую и сельскохозяйственную продукцию. Глядишь и до собственной криптовалюты вырастем, назовем ее, например, коопкойн.

Сборщики смогут узнать о ближайшей к ним заготконторе на портале Центросоюза РФ или в мобильном приложение «CoopConnect». Там можно будет посмотреть адреса заготконтор, узнать больше о процессе сдачи собранных ягод и грибов и о ценах на заготовленную продукцию. Это облегчит работу заготовителя.

Качество заготовленного сырья, методы и места сбора ягод, грибов и лекарственных трав будут тщательно контролироваться. Заготконторы станут центрами информационно-просветительской работы. Здесь специалисты лесхозов и санитарных служб будут проводить инструктаж по пожарной безопасности и соблюдению санитарно-гигиенических норм. В итоге заготовитель будет решать лишь одну задачу – искать и собирать грибы, а потребкооперация закупит эту продукцию.

– Ягоды, грибы, лекарственные травы востребованы потребителями в течение всего года. Как планируете их хранить?

— Уже нашлись компании, которые хотят стать нашими партнерами. Есть первые договоренности с крупными компаниями по хранению и переработке такой продукции. Заключили соглашение с компанией «Русбиоальянс» и готовим такой же документ с Союзом переработчиков дикоросов.

Кроме того, программа развития потребкооперации предусматривает создание оптово-заготовительных центров, в которые привозят продукцию из десятков регионов России. Бизнес заинтересовался участием в создании таких центров: недавно мы заключили соглашение с одной из крупных итальянских компаний Gruppo agroindustriale italiano, которая представляет ассоциацию более 50 кооперативов Италии по строительству крупных центров для хранения овощной продукции.

У Центросоюза есть соглашение с одной из крупнейших английских логистических компаний Raven-Groop. Первый транш в рамках соглашения на строительство оптово-распределительных центров для потребкооперации составляет $200 млн. И английские предприниматели считают, что это будет выгодно. Первый такой центр планируем создать в Ярославской области.

Запланировано строительство большого количества современных овощехранилищ. Первое будет предназначено для хранения яблок в Ставропольском крае, такие же комплексы могут появиться в Калужской и Ярославской областях.

– В одном из интервью Вы говорили, что для сбыта кооперативной продукции в России необходим единый бренд…

– Сейчас в Центросоюзе ведется активная работа по продвижению своего бренда на потребительском рынке. Под маркой «КООП» будет выпускаться качественная, натуральная и проверенная продукция по доступным ценам. Покупая эту здоровую продукцию, россияне могут быть уверенным в составе и могут улучшить качество своей жизни. В этом весь смысл кооперативной продукции – она для людей.

– У потребкооперации есть фирменные магазины?

– Кооперативных магазинов в стране более 30 тысяч, они принадлежат потребкооперации регионов и пока не образуют единую сеть. Если б кооператоры объединились, это наверняка была бы самая большая торговая сеть в стране. Сейчас мы разрабатываем единый узнаваемый логотип для всех магазинов. Кстати, общее стилевое решение будет и у заготконтор.

Мы находим синергичные решения и с крупным ритейлом. Первый наш проект в этом направлении мы воплотили с X5RetailGroup, создав магазины «КООП-Пятерочка». Это формат shop-in-shop, внутри супермаркета работают маленькие магазинчики, в которых продаются товары потребительской кооперации.

В Центросоюзе разработана и действует целая система передвижной торговли — автолавки. Они снабжают продовольствием жителей удаленных деревень и сел, где нет стационарных торговых точек, и куда бизнес не хочет везти свои товары, поскольку рентабельность продаж низкая, а расходы на топливо высокие. Такие автолавки получают все большую популярность.

Совместно со Сбербанком создали и новый тип автолавок — «Мультисервисный офис». В такой машине можно купить продукты, снять или положить деньги в банковском терминале и пройти медицинское обследование.

– В кооперации, по вашим словам, любят все новое: технологии, подходы, идеи. А откуда вы берете кадры для реализации проектов?

– Мы их готовим сами. В кооперативной системе образования 3 университета с более чем 20 филиалами и 41 техникум. Всего в учебных заведениях получают образование 120 тысяч студентов. Мы совершенствуем нашу образовательную систему, разрабатываем программу профессионально-технического образования и учим студентов тому, что кооперация – не просто экономика, а социально-ориентированная система.

– Как относятся к потребкооперации главы регионов?

— Не все главы регионов знают, что в субъекте, которым они управляют, работают кооператоры. В некоторых областях мы возрождаем потребкооперацию практически из пепла.

За два года подписали 46 соглашений о совместной деятельности. И сейчас в регионах начали понимать: потребительская кооперация выгодна для всех, в том числе, для власти. Уверен, что кооперация, кооперативные формы организации труда являются основой для формирования социального государства и гражданского общества в современной России.

http://www.interfax-russia.ru/exclusives.asp?id=979087