2 июля
Международный день кооперативов
185-летие отметит в этом году российская потребительская кооперация. За это время она прошла грандиозный путь, переживая подъемы и спады вместе со страной
ДИТЯ НУЖДЫ
Первое в истории мирового кооперативного движения потребительское общество — «Большая артель» -создано в 1831 году в Читинском остроге, где отбывали заключение 85 декабристов. Идея самоорганизации для взаимопомощи зародилась в тюремных казематах Петровского завода. Не случайно кооперацию называли «дитя нужды».
В Читинском музее потребкооперации я видела копию устава «Большой артели», фотографии ее членов И.И.Пущина, И.И.Горбачевского, Н.В.Басаргина, Д.И.Завалишина. Общество имело выборные органы управления и контроля, разрешение местных и центральных властей на ведение многоотраслевой хозяйственной деятельности. В 1864-м тот же Горбачевский открыл Петровскую потребительскую лавку, председателем которой стал кузнец А.П. Першин.
Из Забайкалья кооперативное движение зашагало по всей стране и превратилось в одно из важнейших экономических явлений в жизни России. Поначалу его курировало Министерство внутренних дел. С утверждением уставов творилась волокита. Порой так долго проверялась благонадежность учредителей, что те успевали умереть до решения вопроса. К тому же развитие сдерживалось отсутствием единого кооперативного законодательства. Только в 1897 году правительство утвердило Нормальный устав потребительского общества, который можно считать первым законом о потребкооперации, предоставлявшим губернаторам право открывать такие объединения граждан.
Власть не препятствовала возникновению отдельных кооперативов, но осторожничала в отношении их интеграции. В больших союзах легче бороться за свои права. Это были независимые демократические организации, руководствовавшиеся рочдейльскими принципами. Их авторы — ткачи из английского городка близ Манчестера, образовавшие в 1844 году «Общество справедливых рочдейльских пионеров». На основе этих принципов — добровольное и открытое членство, демократический контроль со стороны членов кооперативов и их участие в экономике — действует и современное кооперативное движение. Поэтому, когда 18 потребительских обществ из разных российских губерний в 1898 году учредили единую организацию, им пришлось назваться Московским союзом потребобществ, а не Центросоюзом, как хотели. И неудивительно. Идеи кооперации были востребованы в революционном движении. Задолго до Октября 1917 года они изучались в подпольных кружках, пропагандировались в нелегальных изданиях и самодеятельных спектаклях. В 1913 году бывший депутат Государственной думы, сотрудник большевистских газет «Звезда» и «Правда» Авив Войлошников возглавил в Забайкалье губернский потребсоюз. Рабочие и крестьянские кооперативы превращались в опорные пункты большевиков, а пионеры-кооператоры буквально горели пламенем служения людям.
В Читинском же музее мое внимание привлек некролог в журнале «Кооперативное слово» за 1918 год на смерть организатора одного из старейших в Забайкалье Ново-Цурухайского общества потребителей — Андрея Саввича Эпова: «Ты безумно любил кооперацию, для которой забыл все. Твоя отзывчивая душа болела каждым ее движением». Невольно призадумаешься. Беззаветно отдаваться делу можно лишь в том случае, если веришь в его высокое предназначение. Вот что открывается за скучными пожелтевшими протоколами заседаний правлений, собраний пайщиков и уполномоченных, членскими и заборными книжками, хлебными карточками, медными боками старинных самоваров, круглыми и длинными безменами и прочим нехитрым торговым инвентарем.
«СМЫЧКА МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ»
В марте 1917 года Временное правительство утвердило положение о кооперативных товариществах и их союзах. Новый закон разрешал создавать кооперативы явочным порядком и регистрировать их уставы в окружных судах. Через два месяца МОСПО переименовался в Центросоюз, который стал национальным центром хозяйственной и общественной деятельности потребкооперации всей страны.
27 процентов от общего торгового оборота в СССР обеспечивала советская потребкооперация… |
Новая власть возложила на кооперацию заготовки, производство и сбыт продукции. На плакатах писали: «Кооперация осуществляет смычку между городом и деревней». Декрет СНК от 1918 года предусматривал обслуживание ею не только членов кооперативов — пайщиков, но и всего населения страны, а также создание планомерного распределения продуктов через сеть потребительских коммун. В них включалось все население данной местности. Кооперативные лавки и склады не подлежали национализации. Через два года с потребкооперацией слились сельскохозяйственная и промысловая кооперации, охватывавшие всех рабочих и крестьян. В Сибири и на Алтае первые послереволюционные годы стали «золотым веком» потребкооперации, которая объединила 58 процентов крестьянских хозяйств. К примеру, они выпускали 58 процентов сливочного масла.
Государство уделяло большое внимание развитию кооперативного движения. Его вывели из подчинения Наркомпроду и разрешили строить отношения с госорганизациями на основе договоров. Она закупала, обменивала и сбывала излишки сельхозпроизводства, кустарных и ремесленных изделий. Это инициировало процесс добровольного членства. С концом НЭПа потребкооперация получила льготы на преимущественное приобретение товаров в госпромышленности, на кредиты, более низкий налог с оборота, арендную плату и железнодорожный тариф на перевозку грузов. Она превратилась в главное звено товаропроводящей сети. Кооперация росла, привлекая в свои ряды миллионы граждан.
Но в 1935 году государственная политика изменилась, и от потребкооперации потребовали сосредоточиться на сельской торговле и заготовках. У нее забрали и передали госструктурам более 26 тысяч предприятий розницы и 7 тысяч общепита, 255 хлебозаводов, 1139 хлебопекарен, 6 чайных фабрик, 43 молочных, 2 пивоваренных завода, 17 холодильников, рыбные хозяйства и рыболовецкий флот, всего 2/3 собственности.
Есть версия, что «немилость» власти была вызвана тем, что потребкооперация забыла о своей, как бы сейчас сказали, социальной ответственности. В терминологии времени это назвали возрождением духа нэпманства, погоней за «балансом». Природа бизнеса всегда одинакова. Прямые обязанности по обслуживанию селян отошли на задний план… И надо признать, что «обрезание» дало импульс потребкооперации для того, чтобы заняться действительным улучшением обслуживания сельского населения. Впоследствии такая задача не сходила с повестки дня, что способствовало укреплению отрасли.
ВМЕСТЕ С МОНОПОЛИЕЙ СРЕЗАЛИ СОЦИАЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ
«Когда я пришел в потребкооперацию, ее называли «государством в государстве», — говорит почетный председатель Центросоюза, член Совета Центросоюза Валентин Ермаков. К слову, он поставил абсолютный рекорд по продолжительности пребывания на посту главы Роспотребсоюза — 27 лет. — В советский период это была мощнейшая система, обеспечивавшая 27 процентов от общего торгового оборота в стране. Она занималась торговлей, общепитом, производством, заготовками».
Дары лесов нередко экспортировались за рубеж и на выручку закупались дефицитные товары. Командированные из больших городов знали, что в глубинке можно приобрести то, чего не найти в мегаполисах, и пользовались этим. Порой горожане на один день вступали в ряды пайщиков, чтобы приобрести тот или иной товар. Но все же это лишь частности, а в целом потребкооперация развивалась, внедряла современные формы обслуживания, создавала новые отрасли.
Подрубил ее на корню принятый Борисом Ельциным в 1992 году указ о коммерциализации. От этого удара она не оправилась. Дело в том, что в системе имелось множество баз, магазинов и других объектов, принадлежащих сторонним организациям. Вышеупомянутый документ дал им право востребовать свою собственность назад, что оставило потребкооперацию без значительной части материально-технической базы.
Идеологически это подкреплялось веявшим в воздухе призывом покончить с любой монополией, в данном случае с преобладанием потребкооперации в сельской торговле. Мало кто задумывался о том, что у потребкооперации есть еще и социальная функция. Какой частник пойдет торговать в деревню, где остались одни старики? Где им купить хлеб и другие продукты первой повседневности? Неудивительно, что в системе было немало убыточных предприятий. Конечно, вопрос о рентабельности стоял всегда, но раз и навсегда решить его не удавалось.
Потребкооперация и сегодня в тех регионах, где власти ценят и помогают ей, делает многое, грубо говоря, из благотворительности. Продает лекарства, держит библиотеки при магазинах, оказывает бытовые услуги и всячески обустраивает жизнь местных жителей. На собраниях пайщиков обсуждают не только оборот, но и местные нужды — закрытие почты, школы, разрушенный мост.
В лучшие времена потребкооперация объединяла до нескольких десятков миллионов пайщиков. Сколько их сейчас, статистика сказать затрудняется. Реестр кооперативных организаций не ведется.
«Потребкооперация сегодня оказалась несколько забытой и имеет явно выраженный тренд на угасание, — говорит новый председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов. — Этого нельзя допустить. Тем более что в наше время она имеет все возможности хорошо развиваться. Да и сейчас на отдельных территориях России ею делается много замечательного, однако об этом никто не знает».
Существует ошибочное представление о том, что кооператоры, помимо торговли, в состоянии заниматься только выпуском хлеба, булочек, лимонада. На самом деле во многих странах у них серьезная производственная программа. Россия — с 1903 года член Международного кооперативного альянса, куда входит 101 государство. Сильное кооперативное движение помогает людям находить работу и создавать бизнес. Везде он определяется спецификой местных условий. В Швеции — это стартапы, проекты в сфере высоких технологий — медицине, электронике, жилищном строительстве в селах, финансовой поддержке. В других странах у кооперации аграрный профиль, туризм, даже ритуальные услуги. В Южной Корее на кооперацию приходится 80 процентов произведенной сельхозпродукции, во Франции — половина.
СМЕНИТЬ ТРЕНД УГАСАНИЯ НА РАЗВИТИЕ
Новая команда Центросоюза намерена реанимировать отрасль. Началось взаимодействие с регионами, Торгово-промышленной палатой РФ, Минсельхозом, Минобрнауки, даже с Минздравом — чтобы закрытые ФАП заменить малыми медицинскими пунктами. Есть договоренность с «Агролизингом» о мини-пекарнях и мини-мясоперерабатывающих заводах. В сети Центросоюза около 40 тысяч магазинов всех размеров, но работают они разрозненно. Объединение их под одним брендом даст толчок развитию всей системы, которая будет на новом уровне предлагать кооперативную продукцию. Стимулировать заготовительную и производственную деятельность предполагается с помощью создания оптово-распределительных центров, внедрения современных инструментов вовлечения населения, развития различных форматов торговли — ярмарочной, мобильной, организации системы доставки продуктов, продаж через Интернет и столы заказов.
Закупочно-логистические центры помогут фермерам сбывать и наращивать выпуск продукции. Сейчас они зависят от перекупщиков, покупающих ее за бесценок. В Алтайском крае браконьеры охотятся за рогами маралов. Панты, ценная железа кабарги скупаются задарма и уходят в Китай, Южную Корею. А какие бараны в Онгудайском районе, где 40 градусов мороза зимой и столько же жары летом! Вкуснейшее мясо некуда сбыть. За Уралом сельхозпродукцию и дикоросы опять же скупают по бросовым ценам те же китайцы, а потом продают ее на своих рынках. Для дикоросов нужна особая программа. Мало их собрать, требуется на месте произвести сортировку и первичную обработку, а значит, нужны финансовые средства.
«Мы будем помогать пайщикам где-то нормативной базой, где-то организационно, где-то, может быть, финансированием, но главное они должны сделать сами, — продолжает глава Центросоюза. — Наша цель — не превращаться в министерство, а стать партнером каждого пайщика и каждого потребобщества. Самое основное — научить людей находить работу вокруг себя. Чтобы человек вступал в пайщики, у него должен быть стимул, будь то пай или доля в производстве (активах), дисконтные покупки товаров или другие льготы».
Дмитрий Зубов только что вернулся из Стокгольма с заседания Правления исполкома МКА, где обнаружил у многих делегатов огромное желание сотрудничать с нашей страной. К нему стояла очередь главы кооперативных союзов, представители Ирана, Канады, Арабских Эмиратов, Южной Кореи, Индии. Развитие сотрудничества не только на уровне гигантов бизнеса, но и на уровне малого и среднего, безусловно, новый подход. Появились и условия для этого. Госдума поддержала предложение Центросоюза и скорректировала законопроект по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, включив в этот круг потребительские кооперативы.
Отмечаемое в этом году 185-летие потребительской кооперации — повод для того, чтобы познакомить россиян с нею. Готовятся фильм и книга о ней. Что очень важно, кооператив — юридически очень легкая форма объединения людей, которые захотели вместе работать. Ничем не хуже акционерного общества. Для этого надо сформировать механизмы поддержки, прозрачные и выгодные государству и потребителям.
Потенциал у потребкооперации в нашей стране огромный. Речь идет о запуске новых предприятий по производству сельхозпродукции, импортозамещении, развитии промышленности, привлечении инвестиций. Это повлечет за собой сокращение безработицы и увеличение занятости населения, повышение его доходов, равно как и доходов регионов.
Развитие государственно-кооперативного партнерства дает шанс выстроить самобытную рыночную и одновременно социально ориентированную российскую модель потребкооперации, что позволит максимально реализовать преимущества, заложенные в советский период.
Если кратко, новая команда Центросоюза хочет вдохнуть в отрасль второе дыхание. Будем надеяться, что это удастся. Лозунгом плакатов 20-х годов было «Кооперация спасет страну!». Сегодня нужно спасти саму кооперацию. Желательно в этом поучаствовать и государству. Ее возрождение — в наших общих интересах.
Людмила Глазкова